Уже более ста лет мир живет под флагом глобализации. Являясь одновременно одной из причин экономического роста и его же следствием, глобализация вызывает как положительные отзывы, так и нападки со стороны критиков за провалы в социально-экономической сфере.

" />

28 марта 2024

Четверг

Тенденции глобализации.

Тенденции глобализации.

Уже более ста лет мир живет под флагом глобализации. Являясь одновременно одной из причин экономического роста и его же следствием, глобализация вызывает как положительные отзывы, так и нападки со стороны критиков за провалы в социально-экономической сфере. Ею объясняют и бурный рост экономики на рубеже веков, и общемировой кризис, последовавший далее. Более того, и стагнацию, и широкое расслоение общества принято увязывать с глобализацией. Сегодняшние же вопросы заключаются в следующем: продолжится ли глобализация по окончании кризисов и насколько эта тенденция устойчива.

Сегодня существует дисбаланс, когда одни страны, например, США, занимаются потреблением, а другие, как Китай, – сбережением. Неясно, насколько применяемое смягчение позволяет побеждать дисбаланс – возможно, это окажется просто процессом замедления известных тенденций, которые все равно приведут к проблемам «пузырей», инфляции и др. Возможно ли применить в данном случае глобальное регулирование? Играет ли существенную роль финансовый менеджмент, который осуществляется на глобальном рынке сегодня, инструменты в виде количественного смягчения и др.? Пока оставим этот вопрос. 

При взгляде на современную экономическую систему, на последствия производственного менеджмента на уровне планеты, становится очевидным противоречие: крупнейшие игроки заинтересованы в экономическом росте развивающихся стран, вкладывают деньги в их дешевую рабочую силу, но с ростом благосостояния эти же производственные мощности дорожают и деньги становится вкладывать невыгодно. 

Так что по цене труда развивающиеся страны перестают составлять конкуренцию развитым, замедляется их рост благосостояния и люди не могут приобретать товары. Если не покупаются товары – зачем из производить? Если все потенциальные клиенты уже имеют некий товар в пригодном состоянии, а производитель хочет и дальше наращивать производство, что остается делать? Отбирать товары или увеличивать рынок. Потому что сколько тут рекламы ни давай, спрос уже удовлетворен и его необходимо создавать искусственно. Таким образом, мы видим одну из сторон кризиса. 

Страны находятся в положении конкуренции за улучшение условий для предпринимательства. Коротко говоря, уже не столь важно, что ты продаешь на экспорт и сколько ты продаешь: если условия для предпринимательства созданы - к тебе придут.
Любопытно, что про глобализацию говорят уже в средней школе на уроках географии, а про дегобализацию, которая имела место и в конце 19 века, и в середине 20-ого, узнают только прилежные обладатели высшего образования. Глядя на выкладки за последние 200 лет, внимательный наблюдатель увидит однозначно: глобализация – это нелинейный процесс. Даже в 20 веке вектор глобализации менялся неоднократно и пресловутым специалистам каждый раз казалось, что новый вектор – это навсегда. 

Кратко резюмируя: жизнь – в движении, и экономика также нуждается в движении, иногда даже в обратном направлении.

Возврат к списку

НАВЕРХ ↑