Оценка тенденции деглобализации.
Проанализировав современные тенденции в экономике, сложно сказать однозначно – происходит деглобализация или имеет место лишь ряд процессов, свойственных деглобализации в том числе. Сами по себе эти явления уже являются тревожными звонками к необходимости в очередной раз менять предпринимательскую парадигму в соответствии с новыми условиями.
Замедляются темпы роста торговли, и даже при учете долго державшихся завышенных цен на энергоносители, которые могли искусственно завышать торговые объемы, замедление заметно. Несколько снижаются объемы международных инвестиций. При этом доля развивающихся стран как получателей инвестиций выросла за пятнадцать лет в три раза. В ряде стран Азии и Латинской Америки потоки инвестиций даже выросли. Что это значит? Что финансовый менеджмент ищет пути в обход ведущих стран, и если в 2007 году денежные потоки между странами «двадцатки» достигали 18% их совокупного ВВП, то сегодня эта цифра снизилась более чем в 4 раза.
Каждая страна хочет в первую очередь дать преимущество своему производству, и, хотя пошлины и запреты не соответствуют нормам ВТО, игроки находят иные способы защиты рынка в виде санитарных и экологических ограничений и других инструментов.
Кроме того, заключается большое количество договоров в свободной торговле: т.е. формируются своеобразные группы стран с общим торговыми интересами, а зачастую и интересами геополитическими. Здесь важна уже не только логистика или снижение издержек при торговле, но и понимание политической конъюнктуры региона, и даже взаимное игнорирование локальных проблем ради поддержания партнерства.
В итоге мы наблюдаем изменение в экономической политике ведущих игроков мирового рынка, ведь сегодня уже не столь важны объемы экспорта и импорта, сколько величина добавленной стоимости, которую создает страна.
Государствам больше недостаточно защищать своих производителей, необходимо, чтобы эти производители были конкурентноспособны, и в этом случае их интересы начинают обеспечиваться на протяжение всей цепочки добавленной стоимости. Производственный менеджмент не может производить «хоть что-то» в условиях открытого рынка, и тем более не может некачественные товары продавать с высокой добавленной стоимостью.
Являются ли все эти явления вестниками очередной деглобализации, не раз имевшей место в 20 веке, или же это независимые явления – не ясно. Однако с уверенностью можно говорить, что помимо книжных знаний или высшего образования требуется внимательный анализ ситуации на рынке, потому что как двух полностью одинаковых экономических «бумов», так и кризисов, история не знает.