Как старшеклассники ориентируются в выборе профессии?
С каждым годом информационная нагрузка на человека увеличивается – нужно знать всё больше информации во всё более раннем возрасте. В этих условиях уже к 9 классу школьник должен хотя бы на поверхностном уровне понимать, будет ли он учиться дальше в школе или получать среднее специальное образование. Через два года он уже должен выбрать специальность, которых, согласно государственному реестру, насчитывается не одна сотня наименований.
Казалось бы: иди и выбирай, но нужно обратить внимание на следующий факт: чем более популярно, чем более на слуху название работы, тем чаще школьники называют её в качестве приоритетной. Поэтому три четверти школьников выбирают экономику, а не логистику, программирование, а не информационную безопасность, и так далее.
Большинство старшеклассников может сориентироваться в работе только на уровне сферы: скажем, будет ли это медицина, или юриспруденция, или искусство. Но при этом с большим трудом отличают даже крупные подразделения внутри этих сфер. Так, большинство ребят не понимают, чем кардинально отличается менеджмент от экономики, и тем более не понимают, на что может подразделяться менеджмент.
Надо понимать, что значительный период времени школьники могут ориентироваться в выборе работы только на знания данные им со стороны – они не ищут этих знаний самостоятельно, занимаясь по-возможности тем, что им интересно в данный момент. Взрослый может подсказать со стороны, к чему у ребенка или подростка есть склонности, рассказать что-то об интересной школьнику сфере деятельности, но не стоит надеяться на то, что он сам полезет в интернет или будет об этом расспрашивать у знающих людей.
В результате получается, что старшеклассник имеет в голове перечень чрезвычайно крупных профессиональных понятий, многие из которых лично ему не релевантны, то есть не подходят и не интересны. О том, что знания об интересующей области надо углублять, узнают уже не школьники, а студенты во время обучения в ВУЗе. К этому времени у учащегося складывается определенный набор навыков и личных качеств, и если он не подходит под выбранную специальность, студент предпочитает либо доучиться и положить диплом на полку, либо бросить ВУЗ, потеряв от нескольких месяцев до нескольких лет.
Например, на третьем курсе студент может понять, что управление персоналом представляет собой вовсе не руководство людьми в качестве директора, а обработку входящего потока кандидатов на работу, а эти виды работы требуют совершенно разных наборов личных качеств и компетенций.
Таким образом, студент должен сам и как можно раньше осознать, чего требует от него будущая работа и что эта работа из себя представляет. Для ответа на эти вопросы существуют учебники и методички по «введению в специальность», интернет-пространства с отзывами реальных работников, социальные сети и личные знакомства, родители и преподаватели. Если внезапно в течение первого года окажется, что специальность выбрана не совсем верно, то после первого года обучения можно практически без ущерба перевестись на другую специальность в рамках факультета.
Получить высшее образование – это ценный опыт, и ещё ценнее, если высшее образование выбирается намеренно в соответствии с собственными интересами и ориентацией на определенные перспективы. Тогда и выбор будет шире, и профессиональная ценность – выше. А главное, не будет зря потерянных нервов, времени и сил.