18 Октября 2018

Четверг

Чётная учебная неделя

Тонкая грань между «сокращать» и «оптимизировать»

Тонкая грань между «сокращать» и «оптимизировать»

Есть вещи, которые были актуальны вчера и будут актуальны завтра: специалист выполняет работу в своей нише, менеджмент – управляет, руководство компании дает стратегические задачи. С другой стороны, на рынке регулярно появляются новые способы реализации этих функций, их задача, в основном, сводится к одной – оптимизации, или, другими словами, экономии.

Проблема, которая рано или поздно затрагивает все компании – необходимость сокращения затрат на рабочую силу. Одни руководители начинают сокращать число сотрудников, взваливая всё больший объем работы на оставшихся, другие приглашают консультантов, третьи осуществляют реструктуризацию с урезанием зарплат. Все это можно назвать логистикой внутренней структуры организации. Однако практика крупных отечественных компаний (даже в последние годы, включая 2017) демонстрирует: приглашение сторонних управленцев и консультантов, равно как и уменьшение числа сотрудников, рождает «снежный ком» неприятностей, которых можно было избежать. Впрочем, обо всем по порядку.

Компания обращает внимание, что расходы слишком сильно выросли, и требуется на чем-то экономить. Стремясь оптимизировать финансовый менеджмент, часть руководителей прибегает к сокращению штата – и вот уже рядовой сотрудник выполняет не только свои обязанности, но и обязанности бывшего «соседа по цеху». Разумеется, он недоволен, поскольку зарплата при этом не растет. Он хочет выполнять привычные функции, делать привычную работу… Но подождите, идеально ли выполнял этот сотрудник свои функции? Скорее всего, нет. Теперь его загруженность выше, значит и качество старой работы пострадает. А с новой работой он ранее не был знаком вовсе, значит качество будет потеряно ещё и на этом этапе. Неожиданно оказывается, что попытка сэкономить на количестве сотрудников приводит к ухудшению качества работы компании – и при таком подходе «в лоб» это неизбежно!

Но отступим на шаг назад и посмотрим на работу конкретных специалистов. В отделе управления персоналом работает пять человек, из которых трое неэффективны. Действительно, можно уволить их, отдав работу оставшимся, но, как мы уже увидели, мораль этих хороших и действенных сотрудников упадет. Они не ожидали, что им придется расхлебывать проблемы, созданные нерадивыми коллегами – это не их зона ответственности. Значит, нужно сохранить выполняемый объем работы «плохих» сотрудников, не загрузив при этом «хороших». Почему бы не установить систему контроля работы плохих сотрудников, чтобы измерять процесс улучшения их работы? Или заменить их новыми, более эффективными? Ведь эти люди знали свои обязанности заранее, и они понимают, что должны работать лучше, но по каким-то причинам этого не делают – это может быть лень, или непрофессионализм, или какие-то более адекватные причины. В любом случае, если человека заставляют выполнять зафиксированные в договоре обязанности, жаловаться или увольняться он не будет. А если уж таких людей увольнять, то заменяя новыми, а не разделяя их обязанности в оставшемся коллективе.

Нередко при ухудшении финансовых показателей руководство приглашает стороннего консультанта для проведения оптимизации, что может привести как к оздоровлению ситуацию, так и наоборот. Причины некоторых проблем со стороны действительно виднее, однако консультант не сможет разобраться во внутренних особенностях взаимодействия сотрудников, не «прожив» некоторое время внутри коллектива. Конечно, экономика - это цифры, показатели и строго прописанные функции сотрудников, но не деле важную роль играет личностный фактор, который очень часто упускают из вида, начиная перекраивать систему взаимодействия и подчинения звеньев.

Общая идея оптимизации заключается в том, чтобы на первом этапе осуществить контроль качества работы персонала, а уже затем предпринимать действия по изменению структуры. Чтобы не растерять накопленные «плюсы» в виде обученного персонала и устойчивых взаимоотношений, стоит попробовать отремонтировать имеющийся механизм, и только в случае неудачи его разбирать, заменяя детали. На все необходимые действия при должном подходе должно уйти от одного до пары месяцев.

Возврат к списку

НАВЕРХ ↑

ФИО

EMAIL

ОТЗЫВЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Осталось символов: 150

КАПЧА