Из всего машиностроительного комплекса России с момента распада СССР только автопром не испытал серьезных потрясений, встав, таким образом, во главе всей отраслевой структуры. Сегодня Россия входит в число пятнадцати крупнейших автопроизводителей, увеличив количество выпускаемой продукции даже в сравнении с последними годами существования Советского Союза. " />

25 апреля 2024

Четверг

Российский автопром

Российский автопром

Из всего машиностроительного комплекса России с момента распада СССР только автопром не испытал серьезных потрясений, встав, таким образом, во главе всей отраслевой структуры. Сегодня Россия входит в число пятнадцати крупнейших автопроизводителей, увеличив количество выпускаемой продукции даже в сравнении с последними годами существования Советского Союза.

Автопром представляет себе серьезнейшую отрасль экономики, в рамках которой производятся как легковые автомобили, так и автобусы, грузовики, самосвалы, тягачи, вездеходы, гоночные автомобили, армейский транспорт и комплектующие.

Традиционно высокие показатели в советский период демонстрировали заводы, выпускавшие грузовики и автобусы, производство же легковых автомобилей уже в 80-ых годах стало буксовать из-за целого ряда глубинных проблем. Первые годы после развала СССР автопром провел в серьёзнейшем кризисе, равно как и всё машиностроение. Однако до 2014 года, кроме кризисного 2009-ого, в течение десяти лет автопром демонстрировал рост, приведший к увеличению производства в 4 раза - до трех с лишним  триллионов рублей в годовом выражении. 

Ряд действий правительства способствовал локализации производств иностранных компаний в России, что немаловажно для удешевления логистики, создания рабочих мест и освоения технологий. Доля такой продукции составляет около трех четвертей от всей выпускаемой ежегодно. На сегодняшний день принимаемые меры подтверждают намерение руководства страны создать отечественный автопром с производством полного цикла, начиная от добычи ресурсов и заканчивая готовым автомобилем. Однако эти намерения не отменяют затянувшегося кризиса, усложнившего жизнь всем производителям. 

С точки зрения практических шагов за последние годы были введены пошлины на импорт иностранных автомобилей, программы утилизации. С точки зрения управления персоналом автопром в целом сумел сохранить кадровый потенциал, в то время как массовые сокращения затронули многие другие отрасли. 

По объемам производства Россия является абсолютным лидером в Европе по выпуску автобусов, и занимает после Германии второе место по выпуску грузовиков и легковых автомобилей. Компания КАМАЗ входит в десятку ведущих производителей в своей нише, тяжелые грузовики её производства имеют хорошую рекламу и репутацию, неоднократно выигрывали на ралли «Дакар», а производства компании имеются в нескольких странах ближнего и дальнего зарубежья. Компания УАЗ неизбежно ассоциируется с российской армией, но в то же время даже в кризисном 2015 году продемонстрировала рост на рынке пассажирских авто, автобусы ЛиАЗ успешно обслуживали Олимпийские игры в Сочи в 2014 году, линейка «Газелей» вышла в 2015 году на рынок Германии. 

Среди новых автомобилей наибольшую долю рынка или около 40% занимают автомобили в нише 1-1,5 млн рублей, а с падением курса рубля эти цифры привлекли внимание иностранцев, раскупивших некоторые сегменты авторынка под чистую, поскольку цены на автомобили в России в одночасье стали самыми выгодными в Европе. 

Среднесрочный проект развития автопрома до 2020 года подразумевает вложение в отрасль около двух триллионов рублей инвестиций ради становления отечественного производства. В кризисные годы компании терпят миллиардные убытки, причиной чего оказывается не производственный менеджмент компаний и не государство, поскольку в аналогичных условиях потери спроса оказались многие компании мира. Большая часть производителей продемонстрировала падение производств за прошлый год, что менее всего коснулось продукции азиатского региона. 

Перспективы отрасли связаны в первую очередь с заинтересованностью государства, подтверждающейся существенными капиталовложениями. Несмотря на отсутствие в ближайшем будущем перспектив для легковых машин российского производства на мировом рынке, производство может расти за счет некоторых тенденций, наметившихся в последнее время: это, во-первых, возможность покупки более чем одного автомобиля на семью. Во-вторых - это сокращение срока владения авто до трех лет, т.е. автомобили покупаются чаще, чем раньше. Наконец, растут требования населения к комплектации автомобиля, что также приносит доходы производителям. Общие перспективы рынка прорисовываются с трудом и зависят от большого количества факторов, так что даже эксперты не берутся говорить о дальнейшем развитии событий однозначно.

Возврат к списку

НАВЕРХ ↑