21 Ноября 2017

Вторник

Нечетная учебная неделя

Авиапром России

Авиапром России

Авиационная промышленность – крупная отрасль машиностроения, согласно данным за последние годы, объемы российского производства в этой отрасли экономики по отдельным позициям сопоставимы с ведущими производителями и даже превосходят их, по другим же статьям не удовлетворяется даже отечественный спрос. В нашей стране выпускаются не только гражданские пассажирские самолеты и транспортные вертолеты, но также боевая техника, в числе которой вертолёты, истребители, бомбардировщики, учебно-боевые и военно-транспортные самолеты.
  
Авиационная промышленность СССР представляла собой передовое производство, которое после распада страны оказалось расколото и унаследовано бывшими союзными республиками. На сегодняшний день производство военных самолётов догнало показатели Советского Союза, данные по производству вертолетов в определенной мере сопоставимы, по пассажирским самолётам ситуация сложнее и далека до восстановления и тем более до конкурентоспособности на мировом рынке.

Говоря о гражданской авиации, необходимо учитывать наличие на мировом рынке двух гигантов, которым даже не нужна реклама, поскольку вместе они поставляют заказчикам более тысячи пассажирских самолетов ежегодно, в то время как отечественные производители создают не более нескольких десятков машин в год. Перспективы отечественного гражданского самолетостроения вовсе не радужны, а линейка производства крайне ограничена.

Более позитивно обстоят дела в вертолетостроении, где холдинг «Вертолеты России» демонстрирует хорошие показатели, выпуская 250-300 машин в последние годы, в том числе около сотни для гособоронзаказа. Важно, что доля боевых вертолетов не столь велика по отношению к гражданским, как в самолётостроении. Эти цифры выгодно освещают действия производственного менеджмента холдинга, поскольку во многих других отраслях делается ставка на военное производство в ущерб гражданскому, хотя последнее является более перспективным на мировом рынке в денежном выражении. В совокупности сегодняшнее вертолётостроение коррелирует с показателями СССР и занимает около 15% мирового рынка. Определенную модель до сих пор закупает даже Пентагон.

Российское военное самолётостроение входит в число лучших в мире, как по качеству, так и по объемам производства. Экспорт военных самолетов приносит до 90% прибыли всей отрасли, а технологии держатся на уровне ведущих мировых: собственный истребитель новейшего, 5-ого поколения должен встать на серийное производство в ближайшие годы.
  
Переходя к теме перспектив, стоит разделить их в соответствии с назначением машин авиации. Сложно представить стратегию вывода гражданского самолётостроения на серьёзный уровень экспорта, поскольку для этого требуется долгосрочный и дорогостоящий маркетинг, подкрепленный огромными вложениями в отрасль, чтобы наверстать упущенные два десятилетия. В то же время вертолётостроение может и даже должно развиваться, поскольку в этом сегменте отечественный производитель имеет и имя, и определенную долю рынка. Военное авиастроение и так развивается вполне успешно, и комментарии о перспективах сводятся к продолжению долгосрочной политики, курс на которую был взят ещё несколько лет назад.

Однако существует и определенная проблема развития, прежде всего вызванная событиями 90-ых годов. Дело в том, что к моменту распада Союза авиапром вырастил несколько поколений специалистов, последовательно развивающих технологии, на базе которых, между прочим, отчасти существуют сегодняшние гиганты Боинг и Эйрбас. После затяжного кризиса, сопровождающегося утечкой кадров и «мозгов» из отрасли, возникает вопрос, сможет ли современный авиапром вырастить ученых, инженеров, технологов и вообще адаптировать высшее образование под стандарты сегодняшнего дня, ведь 20-летний промежуток неизбежно сказывается на рынке труда. Отчасти проблема сглаживается благодаря серьёзному заделу, сделанному ещё до распада СССР и обеспечившему несколько лет инерции без последствий, но вопрос слишком сложен, чтобы его игнорировать.

Ещё одной задачей для отрасли является локализация в стране каждого этапа производства, поскольку некоторые комплектующие на сегодняшний день завозятся из-за рубежа. Естественно, сам по себе авиапром является перспективным направлением, являясь одновременно одним из самых быстрых видов транспорта на средние и дальние расстояния, продукция которого пользуется широчайшим спросом как в логистике при перевозке грузов, так и при перевозках пассажиров.

Возврат к списку

НАВЕРХ ↑

ФИО

EMAIL

ОТЗЫВЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Осталось символов: 150

КАПЧА