Конкурс на лучшее студенческое эссе по социологии, психологии и политологии
Конкурс проводится с 15 марта 2018 г. по 15 мая 2018 г.
Итоги конкурс будут объявлены 5 июня 2018 года.
Итоги конкурса подводятся в трех номинациях – социология, психология и политология.
Координаторы номинаций:
Социология – Васина Ольга Владимировна, кандидат социологических наук, доцент, заведующий кафедрой;
Психология – Ливач Елена Антоновна, кандидат социологических наук, доцент кафедры;
Политология – Ежов Сергей Петрович, кандидат философских наук, профессор кафедры.
Работы студентов, занявшие первые 10 мест, будут изданы в виде сборника и опубликованы на сайте СПбГТИ(ТУ), а работы занявшие первые три места будут включены в методические рекомендации кафедры и опубликованы в газете «Технолог». Также победителей ждут сертификаты и памятные призы.
Награждение победителей будет происходить в июне.
Для участия в конкурсе необходимо отправить свою работу в электронном виде в формате Microsoft Word на e-mail кафедры социологии sociology_dept@technolog.edu.ru
В теме письма необходимо указать: Конкурс студенческих эссе.
В самом письме указать Ф.И.О., курс, специальность, институт и координаты для связи (e-mail, телефон).
Требования к оформлению
К рассмотрению принимаются оригинальные самостоятельно написанные работы объемом от 3 до 7 страниц, формат А4, шрифт Times New Roman, размер 12.
Отступ (красная строка) – 1 см. Межстрочный интервал – 1,5. Выравнивание по ширине. В списке литературы 3-5 источника. Список литературы дается в алфавитном порядке. Ссылки указываются в квадратных скобках в тексте [2; 38-39], где первый номер – номер источника из списка литературы, а последующий, отделенный двоеточием, – номер страницы или страниц цитируемого текста. В случае ссылки на электронный ресурс, страницы не указываются.
Тексты эссе будут проверены специальной программой «Антиплагиат». Оригинальность работы должна быть не менее 70%.
Эссе от французского «essai», англ. «essay», «assay» - попытка, проба, очерк; от латинского «exagium» - взвешивание. Это рассуждение небольшого объема со свободной композицией. Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный, беллетристический характер.
Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.
Эссе имеет достаточно свободную структуру, однако предполагается наличие некого введения, где будет обоснована актуальность рассматриваемой проблемы, основной части, а также заключения, где подводятся итоги и делаются выводы по вышеизложенным тезисам. При работе над введением могут помочь ответы на следующие вопросы: «Надо ли давать определения терминам, прозвучавшим в теме эссе?», «Почему тема, которую я раскрываю, является важной в настоящий момент?», «Какие понятия будут вовлечены в мои рассуждения по теме?», «Могу ли я разделить тему на несколько более мелких подтем?». В основной части студент излагает свои основные мысли. Здесь автор описывает собственное видение проблемы, аргументируя его доказательствами в виде ссылок на статистические данные, результаты социально-психологических исследований, статьи и монографии. Вследствие чего каждый выносимый на обсуждение тезис необходимо аргументированно доказать. Для написания заключения рекомендуются такие методы, как повторение, иллюстрация, цитата, впечатляющее утверждение.
ТЕМЫ ЭССЕ ПО СОЦИОЛОГИИ:
1. Выбор профессии: дань моде или призвание?
2. Волонтёрство как социальный феномен.
3. «Утечка умов»: эмиграция молодёжи из России.
4. Культура потребления в среде молодёжи.
5. Отношение к религии в среде молодёжи: перспективы и последствия.
6. Проблемы социальной мобильности в современной России.
7. Конфликт поколений: взгляд молодежи.
8. Духовно-нравственная деградация или новый этап в развитии общества?
9. Возможности повышения культуры в среде молодёжи.
10. Негативная и позитивная девиация: основные формы проявления в студенческой среде.
11. Глобализация социальной жизни: плюсы и минусы.
12. Будущее института семьи в России: влияние западных тенденций.
13. Гражданский брак: «за» и «против».
14. Гендерные проблемы в современном мире: возможно ли традиционное сохранение мужественности и женственности?
15. Отношение к сексуальным меньшинствам: личное дело каждого или угроза нации.
16. Дискриминация и ее проявления в российском обществе.
17. Патриотизм и национализм: точки соприкосновения глазами студентов.
18. Коммуникации в виртуальной реальности: значение для социума и для индивида.
19. Мода как социальное явление.
20. Миграция: основные плюсы и минусы.
ТЕМЫ ЭССЕ ПО ПСИХОЛОГИИ:
1. Стресс и способы преодоления стрессовых ситуаций в повседневной жизни.
2. Эффективное поведение в конфликте: анализ случаев из жизни.
3. Игра как средство развития личности.
4. Роль эмоционального интеллекта в карьере, в бизнесе и повседневной жизни, и методы его развития.
5. Психология любви: согласен ли я с «искусством любить» по Эриху Фромму.
6. Психические состояния в профессиональной деятельности человека.
7. Манипулятивный подход к общению: выгоды и потери.
8. Психология интуиции: что такое интуиция и как ее развить?
9. Необходима ли агрессия человеку в современном обществе?
10. Психологические причины успешности и неудачности.
11. Проявления бессознательного в повседневной жизни.
12. Уверенность в себе и ассертивное общение.
13. Психологический портрет современного студента.
14. Психология бедности и богатства: как мне стать богатым и/или не быть бедным?
15. Страхи в моей повседневной реальности: борьба, принятие или дружеский союз?
16. Влияние общества на формирование характера.
17. Роль невербальных сигналов в общении.
18. Сострадать, жалеть, сочувствовать или отстраниться? Эмпатия как форма межличностного общения.
19. Механизмы психологической защиты: функции и роль в психической жизни человека.
20. Инфантильность и зрелость в современном обществе.
ТЕМЫ ЭССЕ ПО ПОЛИТОЛОГИИ:
1. Политика в жизни человека играет роль судьбы.
2. Политика как амбивалентное явление.
3. Альтернативные сценарии развития политических событий в России.
4. Сущность политической социализации и проблемы её реализации в современной России.
5. Социально-экономические последствия гипотетического решения российского правительства: замена «плоской» шкалы налогообложения физических лиц на «прогрессивную».
6. Власть как социальный феномен.
7. Как я понимаю демократию – понятие и сущность.
8. «Компьютерная демократия» - свобода или рабство?
9. Политическая культура России и эффективность проводимых реформ.
10. Механизм формирования голоса избирателя.
Одной из главных задач конкурса является развитие навыков самовыражения студентов, аргументированного изложения собственной позиции и помощь их личностному развитию.
Экспертная оценка эссе будет осуществляться по следующим критериям:
1. соответствие работы заявленной теме;
2. оригинальность и актуальность работы;
3. логичность изложения мысли;
4. аргументированность изложения авторской точки зрения;
5. самостоятельность суждений автора;
6. речевая культура, грамотность и стилистическая яркость.
Эссе, не соответствующие требованиям конкурса, содержащие большое количество опечаток, фактических, грамматических и стилистических ошибок, рассматриваться Конкурсной комиссией не будут.
Образец оформления эссе
Иванов Петр Петрович
студент 2 курса факультета экономики и менеджмента
Санкт-Петербургского государственного технологического
института (технического университета)
Научный руководитель (если имеется):
профессор кафедры социологии, доцент, к.ф.н.
Ежов С.П.
НАЗВАНИЕ ЭССЕ
Мы живем в мире, когда нам то и дело буквально отовсюду твердят о толерантности. Однако насколько на самом деле современный человек следует данному понятию? Этот вопрос становится особенно актуальным в такой многонациональной культурной столице, как Санкт-Петербург. Для того, чтобы осознать реальность толерантности достаточно просто оглянуться вокруг нашей обыденной жизни и немножко призадуматься.
В последние годы вопрос толерантности стал крайне актуален во всем мире и прежде всего в Европе. Это связано с развивающейся проблемой миграционного кризиса или, как еще это стало принято называть в СМИ – «новом переселении народов» [1; 156]. Коренные жители тех или иных стран и городов внезапно столкнулись с массовой культурой и обычаями, многие из которых им не просто не понятны, но даже чужды. Не миновала, в определенной степени данная участь и петербуржцев, только причина оказалась несколько иной. Если основная часть европейских городов столкнулась с проблемой беженцев, то Питер стал местом пристанища многих мигрантов, ищущих возможность заработка. Так, по данным современных социологических исследований…
Список использованной литературы и источников:
1. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2011 г. / Под редакцией А. А. Аузана и С. Н. Бобылева. – М.: ПРООН в РФ, 2011. – 146 с.
2. Пресс-выпуск № 3597. Равенство в семье: от деклараций - к реальности? [Электр. ресурс] // ВЦИОМ. – 2018. – 6 марта. – URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116735 (дата обращения: 10.03.2018).
3. Свои, чужие и распад [Электр. ресурс] // Аналитический центр Юрия Левады. – 2013. – 12 ноября. – URL: http://www.levada.ru/12-11-2013/svoi-chuzhie-i-raspad (дата обращения: 10.03.2018).
4. Шкаратан О.И., Ястребов Г.А. Сравнительный анализ процессов социальной мобильности в СССР и современной России // Общественные науки и современность. – 2011. – №2. – С. 5-28.
Ждем Ваших работ и желаем удачи и творческого вдохновения!
Комментарии