Производство сельскохозяйственной техники в РФ
К продукции отрасли относятся зерноуборочные и кормоуборочные комбайны, косилки, тракторы, опрыскиватели, перерабатывающее и почвообрабатывающее оборудование, посевные комплексы. Отечественные предприятия, производящие сельхозтехнику, вкладывают в ВВП страны порядка 0,08% - для сравнения, углеводороды составляют более 40% ВВП.
Дискуссии о производстве сельхозтехники в России являются достаточно болезненными, поскольку в определенный момент истории страны не были приняты своевременные меры для поддержания отрасли, практически похоронив в глазах населения перспективнейшее производство. Службы маркетинга были созданы лишь к концу 90-ых годов, когда многие предприятия уже были разворованы и являлись банкротами. Таким образом, поскольку руководители предприятий на момент распада Союза не были готовы к работе в рамках новых капиталистических отношений, предприятия «встали», а в худшем случае растеряли имущество.
С другой стороны, локализация производств делала невозможным сохранение имеющихся показателей: сама по себе логистика сельхозпредприятий подразумевала их сборку в разумной близости к плодородным землям, в особенности на Украине. Например, на территории РСФСР осталось лишь 40% производств тракторов и около 60% производств другой техники.
В Советском Союзе производство сельхозтехники в разы, а порой и на порядок превосходило показатели по США и другим странам. Для сравнения, на пике производства СССР выпускал до 500 тысяч тракторов в год, в то время как сегодня показатели по нашей стране не превышают 5% от этого числа. Производство зерноуборочных комбайнов рухнуло в 90-ые годы с десятка тысяч практически до нуля, а картофелеуборочных - со ста тысяч на порядок. К слову, объем производства некоторых позиций сельхозтехники в СССР не догнал даже Китай по данным на 2013 год.
В результате того, что руководство страны и производственный менеджмент компаний действовали недальновидно, к 2002 году парк сельхозтехники просел по стране на 50-70% в зависимости от вида техники. Однако к 2004 году оказалось, что более половины парка ещё имеющейся техники подлежит списанию, а обеспеченность страны требуемыми машинами составляла около 40%. В условиях обвала производства это только способствовало росту импорта.
Как и большинство других отраслей с середины нулевых годов отрасль показывала неизменный рост, однако показатели производства всё ещё слабы. Даже с учетом такого игрока как «Ростсельмаш», входящего в пятерку крупнейших мировых производителей и обеспечивающего до 17% мирового рынка сельхозтехники, импорт в отрасли превосходит экспорт примерно в 10 раз. В то время как в стране сосредоточены 55% мирового чернозёма и 20% пресной воды, кажется недостаточным сохранение сегодняшней доли сельхозпроизводства.
Любые рынки должны рассматриваться вместе, как единая система экономики, поскольку колебания стоимости одного товара в условиях производства большого количества сложной и многокомпонентной продукции приводит к повышению стоимости каждого из товаров по цепочке. Сказано это по той причине, что сами аграрии зачастую не могут позволить себе, во-первых, приобрести технику как таковую, а во-вторых, переплатить за поднятие отечественного производства. До тех пор, пока дешевле оказывается купить б/у технику из Европы, аграрный сектор не выражает желания приобретать более дорогие отечественные машины сопоставимого качества.
За последние годы был сделан ряд шагов по выравниванию ситуации, в том числе были локализированы производства некоторых крупных зарубежных игроков, а процент отечественных комплектующих доведен в российских компаниях вплоть до 92 процентов. Однако обязательства перед ВТО заставляют сегодня руководство страны задумываться о защите собственного рынка без резких шагов и нарушения имеющихся договоренностей.
Проблема отечественного производителя не столько заключается в рекламе и репутации конкурентов, сколько в высоких затратах на старт производства, что делает продукт дороже, а значит и менее выгодным для потребителя. С этой точки зрения сегодняшние санкции имеют оздоровительный эффект, обращая внимание аграриев на отечественный продукт - ведь при условии его высокой степени локализованности падение рубля в наименьшей степени сказалось именно на нём.