27 апреля 2024

Суббота

Как профессия влияет на личность?

Как профессия влияет на личность?

Известно, что для успешного устройства на работу зачастую требуется не только получить высшее образование, но и обладать особым набором личностных качеств, которые позволят соискателю результативнее выполнять свою работу. Со временем мы понимаем, что это не прихоть и не абстрактные слова, которые перекочевали в качестве шаблона в резюме: стрессоустойчивость для врача, внимательность для бухгалтера, поставленная речь для переговорщика – действительно важные черты характера, которые либо мы развиваем сами, либо профессия развивает в нас без нашего ведома.

Многие бизнесмены, например, склоны к кропотливому учету каждой потраченной копейки, что со стороны порой кажется жадностью – но если бы они этого не делали, они бы, наверное, и не заработали свои деньги. Подобный взгляд на деньги часто встречается у работников финансовой сферы: бухгалтерия, финансовый менеджмент требуют точного учета средств – не удивительно, что специалисты неосознанно переносят выработанную  черту характера в повседневную жизнь.

Каждая профессия требует от человека регулярного выполнения каких-то последовательностей действий, выработки определенного поведения, упрощающего и ускоряющего рабочий процесс. Мы начинаем обращать внимание на детали, с которыми имеем дело на работе, понимать профессиональный юмор, который не понимают окружающие. В целом, работа накладывает на каждого работника определенный отпечаток, развивая в нас одни качества и притупляя другие.

Особыми чертами обладают представители всех профессий – детям преподавателей, например, наверняка запомнились особые поучающие интонации в голосе родителей, от которых сложно избавиться дома, работая по восемь часов в день. По той же самой причине зачастую очень сложно общаться с продажником, особенно в начале его карьеры – у собеседников возникает ощущение, что им пытаются что-то продать, даже если у говорящего и в мыслях этого не было.

Про многие профессии существуют сформировавшиеся клише – обычно это гиперболизированные утверждения, но мы знаем, что в каждой шутке есть доля правды.

Специалисты по управлению персоналом часто мелькают в киноэпизодах. У зрителей может сложиться впечатление, что HR-отделы состоят исключительно из женщин, все время кого-то обсуждающих и оценивающих других людей. Здесь смешивается статистический фактор (большинство специалистов в этой области и правда, женщины), и обычные рабочие обязанности: HR действительно должен оценить каждого кандидата и сделать вывод, подходит он компании или нет. В жизни этот вопрос часто решается специалистами молча, но кино – это искусство, которому можно простить преувеличение.

Когда мы говорим про управление, производственный менеджмент, мы можем сделать предположение, что работники с подобными обязанностями будут склонны управлять не только на работе, но и дома, и занимаясь хобби, и воспитывая детей. Не факт, что люди действительно будут себя так вести, но такая черта может развиться. Вместе с особыми интонациями, мимикой, жестами, даже походкой. Это очередной пакет профессиональных качеств, который может сыграть как на руку его обладателю, так и против него.

Интересно, что способу войти в профессию учат, а способу выхода из неё – нет. Речь идет, конечно, о выходе с работы в повседневную жизнь, который происходит каждый день. О том, как научиться оставлять работу на работе, а необходимые черты характера включать по собственному желанию и при необходимости – специальность вырабатывает множество положительных черт, полезных в повседневной жизни в определенном контексте.

Когда вы решаете выбрать специальность или переквалифицироваться, имейте в виду те черты, которые вам в данной работе будут полезны. Во всяком случае, вы будете осознанно развивать в себе эти качества, чтобы пользоваться ими только тогда, когда это нужно, не смущая новым поведением своих друзей и близких.

Возврат к списку

НАВЕРХ ↑